Путешествие по Монголии!

Интуиция - отблеск от чуда,

Познающая сущность вещей,

От зари до закатного солнца,

Все бродяги сверяются с ней. 

 

Дух кочевий закружит, заманит,

Скажет сердцу: «на верном пути!»,

Растворяясь в просторе пустыни,

Ты постигнешь всю силу любви.

 

Автовокзал в Улан-Удэ представляет собой не очень привлекательное место: почти круговой забор, несколько магазинчиков и кафе, кассы и недостроенные здания. На ночь его закрывают. Пребывание там не вызывает радости особенно в дождливую погоду.

Гестхаус компании CHINGGIS TOURS практически в центре Улан-Батора обозначился двумя квартирами в одном подъезде на разных этажах. Ужин –вино и местный чай на небольшой кухне с запасами взятыми с собой каждым участником. Неспешно вели беседы «о том, о сём» и вспоминали, что мы знаем о Монголии.

Вдруг выяснилось, что здесь проходит мировой водораздел между Северным ледовитым и Тихим океанами, берёт своё начало Селенга с её территории которая впадает в Байкал. Степи, дома-юрты, табуны диких лошадей, стада овец, кумыс, культовые постройки местного буддизма, небольшие районные городки, построенные во второй половине ХХ века советскими строителями коммунизма, современный город  Улан-Батор. Архитектура города  это  эклектика советского  монументализма и современного хайте-ка. В 54 км к востоку стоит 40 метровый монумент Чингизхану,  на который ушло 250 тонн нержавеющей стали.  Сейчас там русский вытесняется английским языком.  Страна входит в ООН. Экспортирует уголь в Китай и уран в Канаду. В РФ покупает продукты, хозтовары и электроэнергию. Продаёт высококачественный кашемир История монгольского этноса  создана Чингисханом  в 8 веке. Когда-то тогда монголы   создали самую громадную по территории империю в мире.  И сейчас в Монголии  очень  маленькая плотность населения, дышится там вольготно. Они имеют все основания считать, что слова песни «Широка страна моя родная..» относятся и к их родине. Современная Монголия граничит с РФ и Китаем, что позволяет строить проекты типа трансмонгольской шоссейной дороги из Китая в российский Иркутск. Не имея выхода к морю, с 2003 г. имеет морской флот, базирующийся под своим флагом в портах некоторых приморских стран. Своеобразное геграфическое положение обуславливает природно-климатические особенности страны. Это определяло и определяет исторический хозяйственный менталитет народа в прошлом и настоящем. Волнисто-холмистая пустыня на севере, западе, юго-западе уходит в горные отроги Хингана, на юге и востоке и идеально ровная пустыня раскинулась на тысячи километров. Климат резко континентальный, обоснованный удалённостью от океанов, отгороженный горными цепями от других частей Азии. Его особенность выражается годовыми и суточными амплитудами температур. Большая продолжительность морозной и малоснежной зимы, крайняя неустойчивостью погоды, общая сухость воздуха не создают комфортных условий для проживания. В 2009 году с начала зимы в результате суровых погодных условий  пало свыше 2 миллионов голов скота, а скотоводы-кочевники составляют примерно треть рабочей силы Монголии. В отличие от цунами или землетрясений, дзуд не является быстротечным природным бедствием. Разорение скотоводов сказывается на процессе миграции людей из сельских районов в города. В городах и населенных пунктах уже сейчас не хватает работы для бывших пастухов, отказавшихся от своего традиционно кочевого образа жизни. Многие жители Монголии считают, что основными факторами таких демографических сдвигов является изменение климата и опустынивание. Однако, нельзя сказать, что беден животный мир: горные бараны, козлы, барсы, ирбисы, моралы, лоси, сайгаки, олень Катаро, рыси, белки, бурые медведи волки, зайцы, лисы, кабаны, антилопы Дзерен, сурки Турбоган, различные птицы. За последние десятилетия созданы нацпарки. Пытаются восстановить поголовье лошади Пржевальского.

01.08.2017 г.  Краткое изучение столицы Монголии свелось с посещения святого места, где можно было пройти все ритуалы буддистских святынь, сфотографировать Гандантэгченлин — «великое место, полное радости».  Яркие орнаменты, разноцветные многорукие божества, взлетающие углы крыш, монахи в бордовых одеждах — после серых улиц Улан-Батора попадаешь в другой мир.На территории Гандана действует Буддистская духовная академия, в ее библиотеке насчитывается свыше 50 тыс. книг и рукописей. В главном храме стоит знаменитая 26-метровая статуя бодхисатвы  Авалокитешвары (МэгджидаДжанрайсэга, бога милосердия.) — это копия взамен утраченной во время Второй мировой войны. За право сделать её снимок монахи просят 300 тугриков, а 1000 рублей стоит живопись на коже, изображающая сцены в пустыне. Город был заложен в 1639 году и получил название «Урга». Слово «Урга» русского звучания, оно произошло от монгольского Өргөө, которое означает «дворец, ставка знатного человека». Сами же монголы называли город Их-Хурээ — «большой монастырь». Это название появилось в 1778 году, когда главный монастырь окончательно разместился на нынешнем месте, на берегу Толы. В 1911 году, когда Монголия стала независимым государством, их хурээ получил статус столицы, поэтому появилось новое название — «Нийслэл хурээ» («Столичныймонастырь»).

 На заседании 1-го Великого Народного Хуралдана в 1924 г. большинство делегатов высказалось за переименование столицы Монголии в Батор-хото (Город Богатыря, или Героя, неявно подразумевающее фигуру Чингисхана). Однако, по настоянию представителя Коминтерна, советского политического деятеля Т. Р. Рыскулова, ранее не имевшего отношения к Монголии, городу присвоили название Улан-Батор-хото («Город Красного Героя»). Чтобы попасть в музей динозавров пришлось объехать почти весь город по «верхней дороге» откуда открывается неплохая панорама столицы. Торговый центр оформлен в современном европейском стиле, внутри которого небольшой музей естественной истории Улан-Батора и скелеты древних животных типа динозавров вдоль импровизированной речки. Компанию им составляет «бик два рога» внушающих размеров. И музей с яйцами динозавров, и их кости собранные воедино, представляют определённый интерес, особенно если понимаешь, что впереди у тебя ночёвка у «кладбища динозавров». Закупив продукты в торговом зале пососедству с музеем,мы покинули это райское место в 14 час. по местному времени. В столице Монголии на пять часов больше, чем в Москве, поэтому голова первые пару дней была тяжёлой. В пустыне Гоби или около неё (не знаю, как правильно) есть много впечатляющих мест, одно из них Зурган  Хайрхан Уул ( ЗорголХайрханУул) первый выезд на автомобилях к горному хребту, одному из сакральных мест Монголии, удался. Мы поверили в советские УАЗы 452(таблетки или буханки – кому как угодно).  Доехали до излюбленного места осеннего стойбища Чингисхана, но пещеру не увидели, хотя святой источник с кристально чистой водой был! Имя Зурган символизирует склонность человека к непрерывному движению. «Егоза» и «непоседа» в детстве, он практически не меняется с возрастом: любовь к перемене мест, неумение и нежелание ценить стабильность в любой форме часто становятся причиной одиночества. Но одиночество не тяготит. Наоборот, воспринимается зачастую как обязательный атрибут свободы, которая является для такого человека единственным способом существования, основой мотивации, «фетишем». (монг. Хайрхан — Милостивый, священный; Уул похоже переводится как место). Иначе говоря,  место одно, но в разное время выглядит по-разному. Говорят монголы на родном языке так, что непривычному уху опознать в звуке голоса знакомые буквы весьма проблематично, а они говорят вполне сносно по-русски. Наш шофёр быстро научился говорить: «давай поехали» и это означало для него и начало движения, и начало еды и остановку для «справления нужды». При этом было всегда понятно, что он хочет. Я вообще уверовал в то, что этого вполне достаточно, чтобы прожить рядом пару недель. Первую ночь «в полях» ночевали в палатках. Было очень тепло, безветренно, ясно и очень красиво: палатки стояли под гранитно-скалистой горой высотой 1768 метров. Длина этого чудного места 15 км, ширина 10 км.  Скалы почитаются местными жителями как священные. Гранитно-гнейсовые скалы сильно выветрены и напоминают стены древних замков. Они постепенно разваливаются на плоские плиты, которые выстилают склон. Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, с древних времён в этих местах выделяли особо как святое пространство. В таких местах – «контактной зоне» между мирами, сооружали примитивные алтари из дерева, камней и глины для жертвоприношений и молитв, устанавливали столбы-сэргэ и привязывали на ветки деревьев ленты-залаа. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов. Подношение хозяевам местности широко практикуется в Тибете, Монголии и Бурятии. Раз в год, обычно летом, проводится обряд «обоо тахилга». На этот обряд съезжается все местное население, принося с собой угощение духу – хозяину местности. По обычаю, который особенно соблюдает местное население, нельзя пройти мимо такого места, не почтив духа-эжина – хозяина этого места, иначе не будет удачи. В XVII–XVIII вв. многие шаманские святыни в Монголии и Бурятии были ламаизированы и на них стали проводиться буддийские обряды. В соответствии с буддийской космологией изменился и внешний вид Обо. На фоне Обо я бесконечно фотографировал причудливые рельефы скал, камней, непонятно как державшихся друг на друге, саранчу, «туры» из черепов и …восход солнца в 6 часов утра.  Уснуть там было нереально. Слишком захватывал пейзаж, да у одного нашего товарища было День рождение. По этому поводу пили, пели под гитару и пан-флейту. Так прошланочьв центральной Монголии, в провинции (аймаке) Дундговь, в сомоне Дэлгэрцог в природном заказнике Их-Газрын-Чулуун среди необычных живописных гор с зубчатыми вершинами. Здесь насчитывается 12 видов деревьев и кустарников, 40 видов растений, проживают аргали и дикие козы. Это всё в 260 километрах к    югу от Улан-Батора

02.08. Вчера  доехали до природного заказника Бага ГазрынЧулуун, где в уникальных природных ландшафтах водятся разнообразные дикие животные. Гранитный каньон Бага Газрын Чулуу расположен посреди бескрайней равнины, его высшая точка.

В 8.30 стартовали к развалинам древнего монастыря Хох бурд хийд (Голубой монастырь) расположенный в 25 километрах к юго-западу от горного массива. Пообедали на оборудованном месте для этой цели и побродили между каменных туров коих на склоне над каменными развалинами монастыря большое количество. Но без воды, как звучало в когда-то популярном фильме: «не туды и не сюды» и это в России, а уж в Монголии. На поиски её поехали в град Мондолговь. Воду можно налить в посёлке за тугрики или в пустыне договориться с пастухами. Но «халява» возможна не всегда, ибо качество воды для скота и человека имеет значение. Гроза и ветер. Ночевали под большим тентом, наутро сняли скорпиона.

 03.08 Выезд в 8.30. Проезжая через город Цогтцоцийн  видели пыльную бурю и грозу - едем в монастырь Дэмчигийн. Небольшой ветер и дождь.  Едем в Монастырь ДэмчигийнХийд в горах Хан-Богд-Уул, который слывёт одним из энергетических центров земли. Едем трудно, поскольку дорога занята самосвалами везущими к границе с Китаем уголь. Не у всех это получается. Встречаются и лежащие в кювете гружёные машины. Зрелище впечатляет. Особенно когда через угольную пыль угадываются элегантные ветрогенераторы роботы другой цивилизации. Руины монастыря эффектным амфитеатром расположились у подножия монолитной скалы, одиноко возвышающейся в центре долины. Горы Хан-Богд-Уул отличаются непревзойденными по красоте пейзажами. Ночью это фантастический черно-белый ландшафт, а на восходе солнца, когда вершины зубчатых скал розовеют, отбрасывая длинные четкие тени на светло-коричневое песчаное пространство, появляются характерные для Гоби сказочные красноватые оттенки. Монастырь ДэмчигийнХийд представляет собой мандалу (Мандала — это санскритское слово, означающее «круг» или «центр», один из символов, являющихся восточным аналогом лабиринта) буддистского божества Чакрасамвары - божества медитации. Это божество даровало людям понимание того, что правильная духовная практика приводит человека к внутреннему блаженству.

04.08. Утро началось с лёгкого завтрака (мы там вообще много не ели) и второго посещения Дацана, расположенного в одном из энергетических центров земли. Рядом с ним расположено Обо (по монг. – «овоо») – древнее святилище, местопребывание духов-хозяев местности, место, где надлежит поклоняться духам. С годами Обо увеличивается в своих размерах за счет жертвенных камней во время ежегодных обрядов и от проходящих мимо путников. До социалистических преобразований каждый бурятский и монгольский род, монгольский сомон (административно-территориальная единица), на которые разделяются аймаки Монголии с 1924 года. Всего в Монголии насчитывается 330 сомонов и каждый буддийский монастырь имели свое Обо. Там подтвердилась святая истина: главное хотеть. Да, это была сказка. Вместе с нами к монастырю подъехала монгольская семья. Вместе с нами поднялась на Обо и не обращая на нас внимание взрослые запели. Невероятные утренние краски, древние полуразрушенные постройки и современное двухэтажное здание дацана около красивой скалы, изумительно красивое небо и горловое пение. Ничего не понимаешь, а ощущаешь себя вне Земли. Чуть позднее рядом в скальных развалах нашли сооружение точь в точь напоминающее каменную скамью как будто специально вырубленную для духа-великана. Я рискнул сфотографироваться на ней и этим героическим поступком подверг к сему действию некоторых спутников.   Ближе к обеду дальнейшее продвижение в сторону заповедника Ёлын-Ам привело к необходимости форсирования водного потока, что потребовало поступка сродни героическому. Где-то прошёл дождь, и собравшаяся с большой открытой территории вода нашла себе русло. Это одна из непредсказуемых опасностей пустыни. Этот поток отделял нас от асфальтовой дороги, идущей от уранового рудника Дорнод. Попытка преодоления этого препятствия в одиночку нашему УАЗу не удалась. И он в этом был не одинок. Пришлось воспользоваться помощью дежурного трактора (такие машины называют кальмарами). В общем, немного понервничали, но форсировали. Проехав километров 15 по строящейся дороге от современных зданий рудника в сторону Ханона, на указателе Дэмпогийн Хийд свернули на право. Закупались в поселении Даланзадгад. В посёлениях городского типа везде узнаётся «рука советского человека», причём не только строителя, но и скульптора.

05.08.Падь Ёлын-Ам находится на высоте 2109 м. По дну её несется шумный горный поток, который, низвергаясь со скалы, образует живописный водопад. В срединной части ущелья Ёлын-Ам высится двухсотметровая вершина, с которой после дождей вода падает четырьмя эффектными водопадами. Пару часов с утра порадовались очертаниям скал, полюбовались гнёздами орлов, послушали писк Даурских сусликов (Даурский суслик S. dauricus Brandt) . При входе в заповедник стоит кордон, из двух юрт, около которых стояло две машины. Откуда-то оттуда пришли две молоденькие девушки и объяснили водителям, где поставить наш транспорт. У начала тропы лежала шкура какого-то зверька толи, напоминая о запрете охоты, то - ли продавалась - выяснить не смог, но на всякий случай с ней сфотографировался. Оттуда мы как-то быстро выехали на асфальт и поехали на с-в. Где-то между цепей гор свернули на долину вьющуюся между горных цепей. Здесь я воочию увидел серьёзную экологическую проблему пустыни - она была буквально перепахана колёсами авто. Следуя по колеям в 13 час. Приехали на импровизированный рынок камней около небольшого оазиса. Красиво, интересно, не дорого, но всё это можно найти или купить у нас на Урале. Пересекаем хребет Гоби-Алтай. Шестой день путешествия откроет перед нами чарующие пески ХонгорынЭлс, простирающиеся на 200 км в ширину. Здесь мы будем искать фантастического червя олгон - хорхоя – не только героя легенд и преданий, но и, возможно, реально существующего животного. Через два часа неспешной езды увидели слева по движению пески. Если можно так выразиться, это ещё один прекрасный лик пустыни. Ночевали в юртах турбазы Хонгорын Элс, где было всё и сразу: пески, магазин, душ, кухня, кровать, верблюды. Передвижение на последних стоило денег: за час надо было выложить 10.000 тугриков (100 тугриков=2,5 рубля). Не спеша, пройдя все этапы этого «большого пути» включая подъём на песчаные барханы на высоту 300 метров, мы собрались около чана в котором плавала баранина. Тут я вспомнил, что при нашем вступлении на этот путь на турбазе речь шла о плове. Наша Катя хорошо знает английский, и встретивший нас парень говорил на нём. Я этот язык стал уже забывать, но кое-что до меня доходило. Поэтому улыбаясь, намекнул, что плов это хорошее блюдо. В ответ услышал, что да, хорошее, но и баранина не плоха. Две бутылки водки хватило, чтобы все порадовались ужину и пескам, поскольку было много солнца и «мало» ветра. Здесь мы узнали, почему монголы носят халаты. Потому что ветра бывает «много» и это «много» приходит очень быстро. Если успеваешь завернуться в халат, остаёшься любоваться красками пустыни, если нет, по тебе справляют соответствующий обряд. Особенно опасен ветер в песчаной местности, поскольку песок быстро забивает все органы осязания и обоняния. Здесь рассказывают, что не одна группа погибла от разгильдяйства. Видимо они сначала  ужинали, а потом шли на подъём.

06.08. Выезд в 8.20. Две остановки по 20 минут, заехали в поселение Сэврэй за бензином и продуктами. Поразило изобилие «монументов» козлу, барану, слону.  Остановка на обед с 12.30-13.30. Почти всегда мы придерживались такого графика. Здесь ещё  45 минут  искали самоцветы. Приехали в Нэмэгэту в 17.00. Остановка в начале каньона. Ходовое время - часа четыре. Этот день привёл нас в Нэмэгэтинскую впадину, долину динозавров – дно древнего водного бассейна. Это своеобразная кладовая окаменелых яиц и скелетов динозавров. В 1946 году палеонтологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством профессора И.А. Ефремова открыла здесь богатейшее местонахождение этих древних гигантских животных, не уступающее по масштабам знаменитому африканскому местонахождению Тендагуру. В 2006 году здесь нашли череп тираннозавра. В 2009 году Вячеслав Киплюкс нашел здесь фрагменты скелета бронтозавра.  «Вероятно, Нэмэгэту – одно из мест, которое выбирают святые и пророки, чтобы искать очищения и просветления в этой пустыне. Именно просветления, озарения, потому что место непригодно для глубоких размышлений. Здесь надо совсем немного времени, чтобы мысли угасли, а память поблекла. Остается лишь то, что перед глазами: выпуклая поверхность планеты, океан воздуха, а по ночам Галактика. И только они питают сознание» - написал Мацей Кучинский в своём «Тропике динозавра». Если повезёт с погодой, здесь можно понаблюдать за волками. Нам не повезло. Дуло и горизонт закрывали облака.

07.08.Стоим в Нэмэгэту, ищем кости динозавров. Жарко и солнечно после обеда, ветер с песком. Не очень комфортно, но очень красиво. С одной и той же точки можно сравнить краски вечера и краски утра на песчаных обрывах и ложе древнего моря. Наблюдая за меняющимся светом этого пространства невозможно не погасить пожар чувств солёным чаем или чашечкой кофе с коньяком. Фотоаппарат лучше не брать в руки, ибо крайне трудно оторвать глаз от видоискателя. Здесь я проникся философией Буддизма: «согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время…Человек в буддизме не есть воплощённая душа…Он поток состояний (дхарм), серия кадров (мгновений).»

08.08. Выезд в 8.50. в сторону вулкана Богд вдоль хребта Говь-Алтайн-нуруу. Остановка на обед в 12.35. Остановка в Богде с 16.15-17.10. Приехали в Хувор в 17.30. Ночевка в палатках. Красивая долина между горным хребтом и вулканами. Полная луна. Вулкан Богд. Здесь как нигде проявляется особенность всех россыпей Гоби - их нахождение прямо на поверхности земли. Говорят, что здесь не редкость прямо под ногами встретить древние каменные орудия и россыпи самоцветов - цветные агаты, оранжевые сердолики.

Наша молодёжь взялась за кисти и мольберты. Я занимался фотоохотой на воробьёв, орлов и горных козлов, а дамы считали растения. Сказали, что насчитали более 20. Не спеша собрались и выехали в «котловину больших озёр». По дороге на водопое была занятная картина из серии немого кино. Одна не стриженая лошадь (это признак дикого животного) делала попытки подойти к стриженному (это признак домашних животных) табуну, а табун вставал в каре и замирал на месте. Она огрызалась, но близко подходить побаивалась. Для нас, городских, это было несколько не обычное зрелище. Обедали около цветущего кустарника рядом с Обо, на котором была закреплена приличных размеров банка полная тугриков. Первый раз попали в дождь, и пришлось форсировать два потока с красной водой. Был очень красочный закат, облака захватывали дух. Лучи уходящего солнца высвечивали на каменных развалах холма рисунки животных, на камнях сделанные в глубокой древности.

09.08.Ночевали примерно в 12 км от города Богд, на краю древнего вулкана с множеством наскальных рисунков. Обошёл утром окрестности склона, под которым в окружении стада овец стояли две юрты. Стоя на склоне и всматриваясь в даль, где блестела гладь озера заметил недалеко от себя  как будто специально расчищенные от основной породы поля, которые были засыпаны мелкими шарообразным вулканическим туфом. Насчитал шесть ритуальных сооружений  (вокруг насыпного холма выложена окружность, на которой на равном удалении друг от друга расположены 12 маленьких кучек камней). При движении на машине вдоль этого склона проехали ещё не менее двадцати таких сооружений. Наш проводник утверждал, что это сакральное место людей, живших 15-20 тысяч лет назад, а здешний район пустыни считается колыбелью человечества. Археологические экспедиции выявили здесь зону, которая является ключевой для решения проблем первоначального освоения человеком центральных областей Евроазии. Ожередов Ю.И. Памятник наскального искусства Хату-Хутэл в Монголии.  211

Наскальное искусство в современном обществе.

К 290-летию научного открытия Томской писательницы.

Материалы международной научной конференции. Том 2.

Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. 284 с.)

Начали движение в 8.40., а через 2,5 часа сорок минут провели на Ар Ашнай Уул – гряде камней с петроглифами. Место обозначено туром внушительных размеров и загоном для скота выложенными из камней. Обедали в 12.45 на лугу небольшого озера Хоер Нуур, что означает«Два озера» на русском. Созерцание в динамике большого количества птиц и животных было очень приятным времяпровождением. И погода была ещё приемлемой. Можно было поупражняться с фотоаппаратом.   Примерно через час пути  по грунту приехали к мемориалу лошадям-чемпионам, что примерно в 7 км от города Арвайхээр. Там на «развалах» перед  можно было приобрести сувениры буддистского толка. Это мемориал внушительных размеров, внутри которого сложена гряда черепов и установлены скульптуры коней – чемпионов.  Арвайхээр является главным культурным центром аймака Уверхангай. От Улаанбаатара (Улан Батора) до Арвайхээра 430 км по асфальтированной дороге. Если ехать из центра, перед въездом в город стационарный пост полиции, центр отмечен большой позолоченной статуей Будды, а с другой стороны «провожает» на юг целая улица из юрт-гунзов, где можно поесть настоящие монгольские позы. Рядом с городом есть аэропорт. После Арвайхээра асфальт заканчивается, и начинаются многочисленные проселочные дороги. Одна из них ведет на юг к хребту Гурван Сайханы нуруу и знаменитым пескам Хонгорын элс (около 300 км живописной дороги, 1,5 дня пути). Другая - к озеру Орог нуур (около 250 км, 1 день пути, этим путем двигалась знаменитая центральноазиатская экспедиция Н. Рериха в 1927 г.). От Арвайхээра на восток идет строящаяся "Дорога тысячелетия" до Баянхонгора (200 км), Алтая (571 км), Цагаануура (1275 км, граница с Россией).  Монастырь Гандан Мунтсаглан (Gandan Muntsaglan). Этот сравнительно большой монастырь, приблизительно в 300 м. к северу от городского квадрата, содержит прекрасную коллекцию картин, включая одно изображение оригинального монастыря, который был разрушен в 1937 году.  Монастырь был вновь открыт в 1991 г., и теперь там постоянно живут приблизительно 50 монахов. Музей Увурхангайского аймака имеет хороший набор чучел животных полупустыни  и животных пустыни. В экспозиции представлены некоторые окаменелости и предметы с раскопок Каракорума. Восточнее Арвайхээра находится священная оленная гора (гора Буга согоот). По ее верхним склонам разбросаны валуны, покрытые древними петроглифами, возраст которых составляет 10-15 тыс. лет. Рисунки выбиты на скалах, так называемой точечной техникой, и относятся к неолиту. Более 80 рисунков изображают сцены охоты, лучников, коз с рогами, яков, носорога, танцоров. Интересен один из рисунков - приручение человеком коня. На соседней горе находятся ряды древних менгиров. В городе есть национально-драматический театр; ежегодно проводятся соревнования по конному спорту, различные фестивали. В Арвайхээр стоит памятник жеребцу по кличке Арвайхээр, на протяжении ряда лет побеждавшего на различных соревнованиях. Своё название город и получил по кличке лошади.

По дороге мы настраивались посетить пещеру Цагаан-Агуй – целую многокомнатную квартиру древнего человека. Ее стены отделаны натуральными драгоценностями – прозрачными кристаллами кальцита. По данным раскопок пещера была обитаема с древних времен, более 800 тыс. лет до н.э. Пещера обитаема и сейчас, только теперь ее жители – семьи летучих мышей и голубей. Но погода не располагала. Шквальный ветер и сильный дождь заставляли искать место для ночёвки. Было не до романтики.

В 17.55. Приехали в Олзийт Ондор Уул/Зуунбаян-Улаан - долину, окруженную горами. Поставили палатки на берегу реки Джунбай Ула, напротив крутого обрыва, по которому невероятными маршрутами перемещались овцы и козы. Наблюдение за ними немного отвлекло от начинавшего уже надоедать дождя с ветром. Нечаянную радость доставили и журавли, устроившие на лугу своеобразную пляску. Шквальный ветер так впечатлял, что некоторое время мы с моим соседом по палатке побаивались выходить из неё, сдерживая порывы ткани руками, стоя прижавшись спинами друг к другу на широко расставленных ногах.

10.08. Выехали в 8.40 из Зуунбаян-Улаан по грунту на перевал. Увеличивается количество юрт стоящих рядом, и появляются на лугах яки. Наблюдали очень красивую радугу. Для этого ,стоило тащиться по раскисшей дороге поочерёдно помогая друг другу вылезать из грязи. Перед лесом насчитал 16 юрт стоявших на одном «альпийском лугу». Выше в горах на склонах начал попадаться снег. Очень холодно. Остановка в посёлке Бат-Олзий за хлебом. В 30 км от него водопад Орхон. Остановились в юртах. Холодно. Гуляли между двумя реками и двумя водопадами три часа. Ближайший берег реки, которая после водопада бежит в живописном каньоне, удивляет трещинами породы образующей Щёки ущелья. Как-будто великан отрезал куски торта. Чтобы выйти от кемпинга на удобную точку фотосъёмки большого водопада, надо или в брод перейти реку, или сделать то же  по россыпи камней. Река мелкая, поэтому в этом действе есть только момент дискомфорта ( вода холодная) и траты времени в пути. Место отмечено двумя Обо по обе стороны реки, к которым народ складывает деньги и облагорожено столиками и мусорницами. Здесь же предлагают прокат коней. Было ясно, но холодно. Первый раз в юртах топили печки «буржуйки».

11.08. Выехали в 9.25 от водопада по дороге, скорее по направлению, которое условно можно назвать дорогой. Виляя между камней и переваливая через камни машины скреблись по древнему жерлу вулкана. Примерно через полтора часа остановились перевести дух на «видовке». Здесь я наконец сфотографировал сусликов-пищух наблюдавших за нами видимо в ожидании остатков пищи. Вообще этот день мы то ехали, то фотографировали, то опять ехали, то опять снимали:  горячие источники у берега реки куда надо было спускаться с крутого берега (можно было это и не делать, а купить у дороги в импровизированном магазине), плиточные могильники, громадное изображение лошади, выложенное камнями на склоне. В 13.00 в Хужирте  «заправлялись водой», «опустошали» местное сельпо. Меня поражали юные продавщицы в маленьких магазинчиках. С 14.00-15.20 обед за городом в степи. Монастырь Шанх 15.45-16.15. В районе 19.00 приехали в заповедник Хогно Хан Уул. Ночевка в юртах. 

Выезд в тантрический монастырь Овгон-хийд, расположенный в горах Хогно Хан. Это место наполнено удивительной позитивной энергетикой. Прогулка неторопливым шагом по ущелью через березовую рощу и заросли дикого абрикоса привела нас к развалинам буддийского монастыря. Среди зарослей возвышаются массивные каменные стены древнего храма. 

В Монголии монастыри распространились с конца XVI в. : наряду с монастырями типа хурээ (кольцевой план которых связан с кочевым укладом) и юртообразными деревянными храмами, строились монастыри китайского сумэ тибетского хийд и смешанных типов (Да-хурээ в Улан-Баторе, с 1651 кочевой, с 1779 оседлый: Чойджин-Ламайн-сумэ в Улан-Баторе, 1904—08; Амарбаясгалант-хийд , XVII—XVIII вв.). В рамках реализации программы по охране культурного наследия в настоящее время создаётся база данных монгольских монастырей и храмов, существовавших до массовых политических репрессий 1930-ых годов. Исторические документы и книги свидетельствуют, что во время репрессий были уничтожены около 700 монастырей из 1015 действующих на территории Монголии. В 20 км от Хархорина на равнине долины реки Сарнай, около Шанх уул, находится монастырь Шанх (Shankh Khiid). Известный ранее под названием Западный монастырь - крупнейший монастырь в этой местности. В 1647 г. он был основан как кочующий монастырь. В 1787 г. зафиксировал свое положение и обосновался около горы Шанх. К 1875 г. в монастыре было построено 23 храма. В 1921 году монастырь имел 1500 монахов. К 1990 г. все, что осталось от процветающего в прошлом монастыря - несколько полуразрушенных зданий. В настоящее время храмовый комплекс реставрируется. . В районе 19.00 приехали в Хогно Хан Уул. Ночевка в юртах. 

12.08 мы возвращались в Улан-Батор. На 257 км автодороги Улан-Батор – Арвайхээр свернули с дороги по указателю турбазы "Алтай-говь" и совсем не долго «проковыляв» по просёлку доехали до очень симпатичного места, которое было отмечено скалой причудливой формы и двумя стоящим около неё двумя юртами. Солнце уже катилось к закату, прямо по ходу высвечивая горы. Там, в распадке, расположен монастырь Овгон Хийд. Пять юрт для проживания гостей, душ и уютное кафе, сложенное из брёвен в форме юрты – что ещё надо уставшему путнику? Хоть мы и приняли «за» и «во имя», я всё же побродил по территории. После этого путешествия снял с себя пару очень симпатичных пауков. А вот утром мы уже небольшой компанией осмотрели святую местность более пристально, поскольку совсем недалеко отсюда Хархорин (Каракорум) - древняя столица Чингиз-хана, от которой остались лишь камни, использованные для строительства монастыря Эрдэнэ-Зуу. Так вот Нижний монастырь, в котором с 1980-го года, после долгих лет запустения, снова живут монахи, оказался совсем рядом, на другой стороне ручья. Мимо него по распадку в горы идёт тропа постепенно разветвляясь по мере приближения к горному хребту. Стремясь добраться до Верхнего монастыря, основанного духовным лидером Монголии Занабазаром в середине 17 века, мы забыли о лимите времени. Победным криком двое первых напомнили об этом всем остальным, добравшись по скале к основному зданию действующего монастыря Хугну-тарни, под которым расположились несколько небольших пагод. В лучшие годы здесь жили до 1000 монахов, теперь их всего несколько. Природа надежно укутала остатки храмов и келий кустами, но среди них еще можно разглядеть контуры улиц и двориков. Стены первых строений были выложены особым образом: слой крупных камней чередовался с тонкими плитками, что делало постройки легкими и нарядными.

Тропа была настолько живописной, что надо было делать одно их двух: или идти вверх, наслаждаясь пейзажем, либо не двигаться и щёлкать затвором фотоаппарата. В середине дня мы уже ходили по магазинам столицы. Купить там есть чего, особенно из шерсти и кашемира. В принципе (нет, это не магазин, а образ) там неплохая «сувенирка» и недорогой ужин в национальном кафе. 13 августа мы покинули Монголию. Я смотрел в окно автобуса на уже привычные пейзажи и думал, что не случайно сегодня 13, а не12 или 14 августа. У меня именно13 числа менялась жизнь. Например, родились двойняшки. Не скажу что это плохо, но трудно. И трудно было покидать бесконечность Гоби и возвращаться в нашу закрытую стенами многоэтажек суетную жизнь.

 

Путешествие по Монголии!

Путешествие по Монголии! CHego-nelzya-delat-v-Mongolii.docx Путешествие по Монголии! Mongoliya-rsskiy-put-v-Tibet.docx Путешествие по Монголии! uranovyiy-rudnik-v-Mongolii.docx Путешествие по Монголии! 10-veschey-v-Mongolii.docx Путешествие по Монголии! Nastavleniya-CHingishana-rasshifrovanyi-uchenyimi.docx Путешествие по Монголии! MONGOLSKOE-OBO.docx Путешествие по Монголии! karta-mong-1.docx Путешествие по Монголии! Kak-prigotovit-suslika-po.docx Путешествие по Монголии! Prinyat-v-1992-g-flag-mongolii.docx Путешествие по Монголии! Repressii-Hambyin-mongoliya.docx Путешествие по Монголии! OBYICHAI-I-TRADITSII-MONGOLOV.docx Путешествие по Монголии! Elektr-bilet-obratno.docx